Традиционные коллективные формы работы с родителями. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Контрольная работа

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

І. Традиционные формы работы с родителями

воспитание родитель педагог

1. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада, это: врач, логопед, психолог и др. Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

Круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как «Развитие любознательности дошкольника», «Развитие речи», «Роль дидактических игр в умственном развитии». Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе с опорой на задачи программы. Целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по - теме. Здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т.д.

Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение и анализ анкет (опросного листа для получения какого-либо сведения). Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т.д.

Экскурсии по саду, проводятся с целью ознакомления родителей с жизнью детей в ДОУ.

Дискуссии можно проводить по аналогии с телепередачами и «Ток-шоу». Разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, видеозаписи и т.д.

Субботники - объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.

Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной категории должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Первое посещение семьи выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривает более частые задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были даны ранее воспитателем, знакомство с положительным опытом семейного воспитания, выяснений условия подготовки к школе и т.д.

2. Беседы - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение ее особенность -- активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая специальную литературу. В заочном консультировании готовиться ящик или коробка для вопросов родителей, куда они могут опускать свои пожелания, претензии и т.д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Воспитатель продумывает ответы в разной форме « Консультации», «Спрашивали - отвечаем» и т.д.

Плановые консультации в детском саду проводятся систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультация по детскому саду согласно годовому плану.

Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Также существуют индивидуальные и групповые консультации, куда можно приглашать специалистов из детского сада.

Для «заочной консультации» готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

3. Информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена инфо по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Варианты оформления всевозможные, названия разные «Заботливым родителям», «Взрослым о детях». На стенде могут быть представлены:

Фамилии, имени и отчества воспитателей, работающих с детьми, время, когда оно смогут побеседовать с родителями об их детях,

Режим дня

Расписание занятий,

План мероприятий на месяц,

Словарь добрых слов и выражений,

Адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному воспитанию.

Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес. Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фото детей, стихи о саде Листовки - это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашения на открытые занятия. Желательно, чтоб листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду.

Внутренняя газета сада или группы посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики:

Взрослым о детях,

Консультации специалистов,

Детские новости,

Наши победители,

Говорят малыши,

Наши достижения и т.д.

Выпуск газеты требует определенных затрат и подготовки, выходит регулярно. Стенгазета может выходить ежемесячно на заданную тему. Можно использовать фотографии, детские работы. Например, стенгазета по результатам анализа заболеваемости детей под названием «Малыши - крепыши» и вывесить туда фотографии детей, которые болеют реже всех, статья о закаливании, советы специалистов.

Творческие объявления могут быть оформлены в нетрадиционном стиле или официально. Объявления - приглашения в стихах, о проведении конкурсов и т.д. Папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неё помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.

II. Нетрадиционные формы работы с родителями

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение социологических опросов;

Индивидуальные беседы;

Картотеки;

- «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

Переписка по электронной почте;

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди- телей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Мини-собрания

Педагогическая гостиная

Устные педагогические журналы

Исследовательская, проектная деятельность

Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники

Интерактивные досуговые мероприятия

Выставки работ родителей и детей

Семинары

Мастер-классы

Дни добрых дел

Турниры знатоков

Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Буклеты

Электронные газеты

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Выпуск стенгазет

Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Также к нетрадиционным формам можно отнести:

«Педагогическая гостиная»

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет». Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционные формы общения педагога с родителями. Групповые родительские собрания и конференции, педагогические беседы. Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями подготовительной группы в дошкольном учреждении №96 "Умничка".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Современный подход к проблеме сотрудничества детского учреждения с семьей. Традиционные и нетрадиционные формы совместной работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ. Сценарий родительского собрания "Игра – не забава".

    контрольная работа , добавлен 22.07.2015

    Работа учителя с родителями: задачи, функции и основные формы. Нетрадиционные формы сотрудничества. Стратегия взаимодействия с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы. Педагогический анализ и содержание форм коллективно-творческой работы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Основные задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников: укрепление физического здоровья; развитие познавательных интересов; создание условий для развития эстетических чувств детей. Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя с родителями.

    доклад , добавлен 06.11.2013

    Особенности возрастного и психологического развития детей. Педагогический опыт в использовании нетрадиционных форм работы с родителями. Методы и приёмы домашнего воспитания. Тренинговые игровые упражнения. Конкурсы и спортивно-массовые мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Анализ современного состояния проблемы взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определение общих особенностей взаимодействия семьи дошкольника и дошкольного учреждения. Описание традиционных и нетрадиционных форм работы воспитателя с родителями.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи .

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Лариса Дахова
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

Возраст - один из факторов, влияющий на характер адаптации ребенка к новым условиям. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими.

Состояние здоровья - Физическое состояние как фактор, влияющий на адаптацию. Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации. Частые заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие этого, - заболевание.

Умение общаться со взрослыми и сверстниками -

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Сформированность предметной и игровой деятельности -

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с предметной и игровой деятельности. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью, которые имеют избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие с предметами и с игрушками более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь всё его внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любой ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно - легче общаться с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом личностного общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками делового общения, связанного с предметами. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и по составу игровых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным, либо вызывают слезы или капризы.

Приближенность домашнего режима к режиму детского сада- В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища - очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Использование традиционных форм работы с родителями

Каковы основные формы традиционные сотрудничества ДОУ с семьей? Охарактеризуем главные из них.

Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Посещение семьи ребенка

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частные задачи.

Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать папки-передвижки, подбирая в папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Дни открытых дверей

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.)

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая совместно с родительским комитетом и воспитателями. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Консультации

Консультации близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Выставки – это наглядная форма предоставления информации. Они знакомят родителей с ожидаемыми или уже прошедшими мероприятиями в группе, детском саду (акциями, конкурсами, экскурсиями и праздниками).

Родительские конференции

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

По-прежнему значимым вектором работы остается проведение совместных с родителями Праздников и развлечений. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, 9 мая и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов.

Одной из форм сотрудничества с родителями является Работа с родительским комитетом. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете. Он совместно с руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества ДОУ и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общий родительский комитет ДОУ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ .

К ним относятся:

Сайт детского сада

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании услуг. С помощью сайта учреждения родители могут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей; высказать свои пожелания, написать отзывы о работе ДОУ. Сайт направлен на выявление интересов и запросов родителей.

В каждой группе педагогами оформляются Фотовыставки и фотомонтажи, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества.

Проведение акций

Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция "Подари книгу другу". Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почта доверия. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.

Проведение мастер-классов - Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог.

«Круглый стол» с родителями

Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Презентации

– помогают родителям познакомиться с основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации. Полученные знания родители могут применять в воспитании детей в семье, тем самым облегчить адаптационный период пребывания своего ребенка в ДОУ.

Выпуски семейных газет и плакатов

Газеты и плакаты помогут сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, "Выходной день семьи", "Моя мама", "Мой папа", "Я дома" и т. д.

Проведение тренинга и деловой игры

В процессе этих игр участники не просто "впитывают" определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на совместных прогулках и экскурсиях. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Брошюры, листовки и буклеты .

Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут эти формы письменного общения. Они помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Родители могут обращаться к пособиям в течение всего года. Их можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать родителей информацией об особых мероприятиях, изменениях в ДОУ.

Выставка семейных реликвий – это такие предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение (бусы, шкатулки, амулеты, статуэтки и др.). Сегодня не часто случается услышать о семейной реликвии. Может быть потому, что люди стали забывать своих предков, свои семейные традиции. Выставка семейных реликвий помогает с ранних лет понять детям, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.


Коллективные формы 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции . 3. «Круглые столы». 4. Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы 1. Педагогические беседы с родителями . 2. Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами). 3. «Заочные» консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка . 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки .
Наглядно- информационные формы - записи на магнитофон бесед с детьми; - видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; - фотографии; - выставки детских работ; - стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы – формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т. В. Кротова).


Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. - семинары-практикумы; - педагогический брифинг; - педагогическая гостиная; - проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес») - устные педагогические журналы; - педагогическая библиотека для родителей; - заседания клубов для родителей.
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. - информационные проспекты для родителей; - организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет; - организация мини- библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий , а не развлекательной стороне.


ТЕМА 12.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ

Преемственность – это закономерность развития, предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.

Согласованность содержания и требований программ воспитания в подготовительных группах детского сада и первых классах школы Совершенствование содержания обучения в детском саду по линии формирования систем знаний предусматривает: - усвоение детьми системы знаний в таких областях, как природа, жизнь людей, мир искусства; - умственную подготовку (развитие монологической речи, произвольного внимания, словесно- логического мышления).
Согласованность в формах и методах работы с детьми В обучении детей подготовительной группы используются активные методы обучения, большое значение имеют словесные методы обучения; особое место отводится дидактическим играм.
Согласованность в условиях воспитания и обучения Особенности организации педагогического процесса в подготовительной группе ДОУ: направленность на воспитание личностных качеств детей, необходимых в школьном обучении: самостоятельности, ответственности, произвольности, любознательности, общительности, креативности; освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности со сверстниками, учителями, младшими школьниками; выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов; сокращение времени на выполнение режимных процессов; увеличение времени занятий, их количества, создание в группе учебной зоны; постановка педагогом целей формирования у детей элементов учебной деятельности; оценивание качества выполнения задания, умений сохранять темп работы, осуществлять самоконтроль; осуществление работы с родителями с целью решения задач подготовки к обучению в школе.

В 1996 Коллегия Минобразования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования. Ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального образования

приоритет личностного развития ребенка . На современном этапе понятие преемственность включает в себя следующие характеристики: интегративные (взаимопроникновение целей, содержания, ценностей, технологий); эмоциональные (приоритет положительных эмоций в процессе обучения, воспитания, развития); деятельностные (связь ведущих видов деятельности); содержательные (преемственность между знаниями об окружающем и способами познания); коммуникативные (развитие диалогических способов познания, культуры общения).

Аспекты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа».

Информационно- просветительский аспект - взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; - изучение содержания образовательных программ; - изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп. Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п.
Методический аспект - взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе; - установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам. Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование, методические совещания.
Практический аспект - предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в ДОУ; - курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе. Форма сотрудничества – взаимопосещения.

Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой: постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; долгосрочность сотрудничества; н аличие плановости и системы в работе; реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы.

Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях.


1. Комплекс «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Достоинства Недостатки
1) Экономическая выгодность, т.е. рациональное использование зданий детского сада и школы. 2) Безболезненное прохождение социальной адаптации детей за счет непрерывного посещения одного и того же учреждения в течение дошкольного и младшего школьного возраста. 3) Возможность разновозрастных контактов между детьми, что ставит старших в позицию взрослых, ответственных за младших, у малышей формируется содержательный образ школьника. 1) Возможен вариант формального сосуществования детского сада и школы под одной крышей. 2) Отсутствие или несовершенство программ для таких комплексов. 3) Нехватка помещений для проведения перемен, физкультурных занятий, организации питания.

2. Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).

Черты организации раннего предметного обучения:

1- Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними.

2- Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность.

3- Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми.

4- Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка.

5- Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим.

6- Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»).

Условия эффективности раннего предметного обучения:

ü Обучение дошкольников на основе игры и других видов детской деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности.

ü Обеспечение постепенного перехода детей от свободных форм деятельности к регламентированным.

ü Подготовка ребенка к овладению деловым стилем отношений со взрослым и сотрудничеством со сверстниками.

ü Разработка и улучшение программного обеспечения (программы должны быть нацелены на личностный рост ребенка).

ü Интеграция предметных областей знаний (ИЗО и речь, ИЗО и музыка, математика и конструирование, экология и социализация и др.).


а) основная литература

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.,

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. –

б) дополнительная литература

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М., 2009.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.

3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.

5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса

// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10.

6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – Единое пространство детского развития. – М., 2001.

8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, Ч. 2.

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.,

10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1.

13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9.

14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.

15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3-4.

16. Мухаметзянов Р. Детский сад – начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6.

17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3.

19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. – М.,

20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

21. Скоролупова О.А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ

(2012). – М., 2012.


22. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.

23. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.

24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

25. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М., 2004.

26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.

27. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.

28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.

29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.

30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6.

в) комплексные образовательные программы для ДОУ

1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011.

2. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2003.

3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001.

4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.

7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.


Учебное издание

Инесса Олеговна Карелина

кандидат педагогических наук, доцент

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой -- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых -- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное -донести до родителей знания.

Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на:

коллективные;

индивидуальные;

наглядно-информационные.

К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) (14, с 15)

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые родительские собрания -- это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Конференция помогает родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации (10, с 38)

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3--4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-- 40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям (6, с 56)

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих

воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи -- выяснить общие условия семейного

воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и

предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения

положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи -- обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

Главная задача наглядной пропаганды -- целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.

Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей,

Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;

Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.

Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок.

Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.