О семейных ценностях на уроках опк. Урок по ОПК Христианская семья (4 класс) Урок по опк христианская семья

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

а) образовательные: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
б) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Ход урока

I. Оргмомент.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья)

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя : тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви. – Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Что значит благо тебе будет? (будет хорошо) (Слайд 16)

– Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

(заполнение строки: «Уважение родителей, старших членов семьи»).

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. (Слайд 17)

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

(заполнение строки: « Дети, радость»).

Задание по вариантам.

– Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

– В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

– Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате.

(заполнение строки: «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.

– Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные традиции. Что такое семейные традиции? (Слайд 18,19)

– В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

– Какие традиции и праздники есть в вашей семье? (Слайд 20)

(заполнение строки «Традиции и праздники»)

– Ребята, посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд 21)

(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.
  10. Воспринимай людей как равных себе.

V. Итог урока.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. (Слайд 22, 23)

Домашнее задание (по выбору):

1. – Отгадайте кроссворд:

По вертикали: 1. Имя, которое получила Феврония в монашестве. 2. Город, где жили и были прославлены святые Пётр и Феврония.

По горизонтали: 3. Имя муромской крестьянки, ставшей супругой князя и прославленной Церковью. 4. Имя князя, супруга Февронии. 5. Имя, полученное князем Петром в монашестве.

2. – Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

3.– Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.

  • Учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ № 5
  • ст. Калниболотская
  • Новопокровский район
  • Шумская Евгения Николаевна
СЕМЬЯ или семь «Я»? Для чего люди создают семью? - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»? - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». СЕМЬЯ всю жизнь другого человека мужа и жены сделать своей любовь всю свою жизнь родителей и детей отдать другому Библейская история
  • У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться.
На что и клад – коли в семье лад. Дом вести – не бородой трясти. Когда семья вместе – так и душа на месте. В семье – и каша гуще. Один в поле – не воин. Семья в куче – не страшна и туча. Сироту пристроить, что храм построить. Что может быть семьи дороже?
  • Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле
  • Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!
  • Семейные традиции -
  • общие события и праздники
  • День рождения
  • Пасха
  • Новый Год
  • Рождество Христово
  • Масленица
  • Юбилей
  • День свадьбы
Семья -
  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

а) образовательные: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
б) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Ход урока

I. Оргмомент.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья)

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя : тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви. – Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Что значит благо тебе будет? (будет хорошо) (Слайд 16)

– Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

(заполнение строки: «Уважение родителей, старших членов семьи»).

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. (Слайд 17)

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

(заполнение строки: « Дети, радость»).

Задание по вариантам.

– Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

– В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

– Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате.

(заполнение строки: «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.

– Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные традиции. Что такое семейные традиции? (Слайд 18,19)

– В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

– Какие традиции и праздники есть в вашей семье? (Слайд 20)

(заполнение строки «Традиции и праздники»)

– Ребята, посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд 21)

(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.
  10. Воспринимай людей как равных себе.

V. Итог урока.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. (Слайд 22, 23)

Домашнее задание (по выбору):

1. – Отгадайте кроссворд:

По вертикали: 1. Имя, которое получила Феврония в монашестве. 2. Город, где жили и были прославлены святые Пётр и Феврония.

По горизонтали: 3. Имя муромской крестьянки, ставшей супругой князя и прославленной Церковью. 4. Имя князя, супруга Февронии. 5. Имя, полученное князем Петром в монашестве.

2. – Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

3.– Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.

Филиал МБ ОУ Никитинской СШ – Шагаевская ОШ

Открытый урок по ОПК

Тема урока

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Учитель: Шипилова Любовь Николаевна

Цели и задачи урока:

Образовательные: знакомство с понятием семьи, дать представление о христианском понимании семьи; рассказать о последнем Императоре Николае II ; о празднике «Семьи, любви и верности». Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, уважительное отношение друг к другу

Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.

Ключевые понятия урока : семья, любовь

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, ромашки, дерево, видео и аудиоматериалы.

Ожидаемые результаты:

дети должны научиться:

отличать понятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, запомнить и воспроизвести историю Петра и Февронии, дать чёткое определение понятия «Семья»

План урока

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин

2

Ввод в тему урока

Представление притчи

8 мин

3

Сообщение темы урока

Наводящие вопросы учителя

2 мин

4

Беседа по теме

Понятие семьи из словарей и народная мудрость

5 мин

5

Физкультминутка

«Солнышко»

1 мин

6

Погружение в тему урока

Любовь (настоящая, ненастоящая – отличие).

6 мин

7

Слово и Семье Николая II

Связь темы урока с примером настоящей православной семьи

3 мин

8

Связь с заповедями

«Чти отца своего и мать свою». «Дарите любовь»

3 мин

9

Праздник

2 мин

10

Пётр и Феврония

История

2 мин

11

Видеоклип

«День семьи, любви и верности»

Ромашки

7 мин

12

Запись д/з

Оформить альбом. Мини сочинение о своей семье.

1 мин

13

Рефлексия

Я увидел… Я узнал… Я почувствовал…

2 мин

14

Итог

Ключ любви.

2 мин

ХОД УРОКА

На сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие, раскроем тайну и узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека!

А сейчас мы с вами увидим и послушаем притчу. Смотрите и слушайте очень внимательно.

Представление притчи

Старые птицы: Максим Пантюшин (4 класс), Денис Акулов (3 класс)

Рассказчики: Даша Власова, Настя Терешина (3 класс)

Птицы-дети: Данил Захаркин, Женя Козлов, Саша Никонов(4 класс).

Птица-разумница: Даша Якушкина(3 класс)

Спасибо за выступление, садитесь, пожалуйста!

Сообщение темы урока

Назовите главную мысли данной притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни). Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №3)

Беседа по теме

Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

А сейчас послушаем как раскрывается понятие Семья в различных источниках.

1 ученик ( группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе - Ушаков)

2 ученик (основанная на браке или кровном родстве малая группа людей - БЭС)

3 ученик (залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...)

4 ученик (Моя семья – моя крепость).

1 ученик (В семейной жизни самый важный винт - это ) .2 ученик (Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро). (слайды 4-9)

Физкультминутка

«Солнышко» (слайд №10)

Погружение в тему урока

Слово о Николае II

Связь с заповедями

Праздник

Пётр и Феврония

Видеоклип

Объяснение д/з

Ни одна семья невозможна, если нет любви.

«Любовью весь мир держится» (слайд №11). Мир без любви невозможен, немыслим. Но как понять «держится любовью»? (ответы детей) Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться? Ведь иногда за прекрасной наружностью человека скрывается чудовище, и наоборот за внешней неприметностью – преданное и любящее сердце. Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел: «Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит» (слайд 12). Давайте разберёмся, что значит, всё извиняет? (прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит. Это значит, полностью доверяет тому, кого любит). На всё надеется… (значит верит в лучшее). Всё переносит … (любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым).

Истинная христианская любовь в семье и должна быть такой.

Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать.

В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго. (слайд №13) Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Какая самая важная заповедь? (Чти отца своего и мать свою.) Человек, который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком. Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас (Смолин Артём) вам прочитает стихотворение, из дневника Государыни Императрицы Александры Фёдоровны.

(чтение стиха «Дарите любовь») (слайд № 14)

Дарите любовь. Взгляните кругом.
Помогайте
Тем, с кем рядом вам выпало
в жизни идти,
Дни их, как можете, украшайте,
Чтоб свой жизненный крест было им легче нести.

Дарите любовь. Взгляните -
поодаль ваш брат,
Отчаявшись, грех уж готов совершить.
Вы руку ему протяните, и рад
Он будет чистою, новою жизнию жить.

Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд № 15)

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.

А сейчас мы с вами посмотрим видеоклип. (во время видео открывается доска с семейными фото)

Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)

А теперь прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи.

Дома оформите страничку нашего альбома: приклеите фотографию своей семьи, ромашку и напишите мини сочинение о своей семье

Рефлексия

Я увидел…

Я узнал…

Я почувствовал… (слайд 16)

Итог

Что является ключом к счастливой семейной жизни? (любовь)

Сегодня я хочу подарить вам вот такие ключи, которые приоткроют дверцу любви в ваших сердцах! Спасибо за внимание! (слайды 17-18)

Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Покровское

Тебуского района Липецкой области

Разработка урока в 4 классе по курсу

«Основы мировых религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры».

Учитель: Лютова Татьяна Васильевна.

Тема урока: «Христианская семья»

Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи: Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.

Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.

Планируемые результаты:

Предметные :

Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.

Метапредметные:

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, работа в парах, диалог;

Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

Выполнение заданий творческой направленности;

Оборудование: учебное пособие А. Кураев «Основы православной культуры» 4–5 класс, магнитная доска и магниты, компьютер, интерактивная доска, компьютер, презентация, цветок с 10 лепестками, дерево Послушания.

Ход урока.

СЛАЙД 1.

    Организационный этап.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом

Ребята, улыбнитесь, подарите свои улыбки, а с ними и своё хорошее настроение своим товарищам, гостям и мне. А я желаю нам всем плодотворной работы на уроке.

СЛАЙД 2.

II . Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о заповедях блаженства.

Что значит блаженство? блаженный? (счастье, счастливый)

Какие заповеди блаженства Христос дал людям?

СЛАЙД 4.

А теперь давайте вспомним 10 заповедей, которые Бог дал Моисею.

Игра «Цветок» (10 лепестков. 10 заповедей).

СЛАЙД 5.

Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья.

Для чего заповеди даны были людям? (чтобы они могли стать счастливыми)

СЛАЙД 6.

А какой это счастливый человек? (Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

Ш. Изучение нового материала.

СЛАЙД 7.

Учитель читает стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин».

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Какие слова в стихотворении тронули ваше сердце?

Как вы понимаете смысл слов: «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей»?

Эту любовь вы где получаете? (в семье)

Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе дали святое имя.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом

Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

(Мы будем говорить о семье.)

СЛАЙД 8.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья. Почитание родителей».

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение.

СЛАЙД 9.

(Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.)

Конфуций - один из наиболее известных мудрецов, живший в 6-5 столетии до нашей эры в Китае писал: “Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви. Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей ), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

СЛАЙД 10.

- Рассказ учителя и работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение).

Семью создают два человека, полюбившие друг друга.

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

СЛАЙД 11 -12.

Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:

Каковы значения венца?

Почему венец имеет форму кольца?

(ответы детей) СЛАЙД 13--16.

Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (ответы детей)

СЛАЙД 17.

Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

Христианская семья помнит слова из Нового Завета. Прочтите их на стр.87

    Обсуждение смысла русской народной пословицы:

Дома вы должны были посмотреть пословицы о семье.

Назовите их.

СЛАЙД 18.

(Работа с пословицами и поговорками

1. Родительская любовь крепче каменных стен.

2. Кто родителей почитает, вовек не пропадает.

4. На что и клад, когда в семье лад.

9. Семья крепка ладом.

10. Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать.

12. Материнский гнев что весенний снег.

14. Нет милее дружка, чем родима матушка.

15. При солнышке светло, при матушке добро.)

Дом вести – не рукавом трясти.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные нелады доведут до беды.

В родной семье и каша гуще.

На что и клад, коли в семье лад.

С малыми детками горе, с большими вдвое.

Умел дитя родить, умей и научить.

Тот не умирает, кто детей не покидает.

СЛАЙД 19--21.

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица? (Слайд 3)

(Вас любят в семье не за что-то, а за то, что вы родились, за то, что вы есть.)

Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Назовите друг другу свои обязанности в семье.

Учитель : Постоянные мысли о тебе, даже если ты не рядом; молитва о твоём здоровье, успехе, счастье. Лад, ладушки, ладошки, ладить… Всё это добрые признаки семьи.

Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков имена родных, которые вас любят.

Расскажите, за что вас любят в семье.

СЛАЙД 22.

I V. Применение знаний и способов действий. (Нравственная ситуативная игра).

«Волшебное ожерелье с четырьмя лучами».

Увидело Солнышко больную Девочку. Жаль стало Солнышку Девочку. Склонилось Солнышко над её головкой и тихо прошептало:

- Возьми, Девочка, волшебное ожерелье с четырьмя лучами. Четырёх несчастных можешь сделать счастливыми. На кого направишь луч, тот и станет счастливым. Лежит на груди у Девочки волшебное ожерелье, четыре луча на стене играют.

- На кого же направить счастливые лучи? – думает Девочка.

Девочка тяжело вздохнула: несчастными были бабушка, дедушка, мама и папа: у бабушки зуб болит, у дедушки кровать скрипит, папа водку пьет, мама слёзы льёт.

Направила девочка луч на бабушку - и зуб у неё сразу перестал болеть. Направила луч на дедушку – кровать скрипеть перестала. Направила на папу – перестал папа водку пить. Направила луч на маму – перестала мама слёзы лить, радостно улыбается. О себе, о своей болезни девочка позабыла. Но когда все люди стали счастливыми, девочка стала самой счастливой и болезнь оставила её.

- Подумай, на кого ты мог направить волшебное ожерелье? Почему?

( Детям даётся ожерелье. Они высказывают свои мысли.)

V . Физкультминутка.

(За учителем повторяются все движения).

СЛАЙД 23--25.

В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких жёлтых гуся на прогулку.

Она впервые показала деткам большой мир. Этот мир был яркий, зелёный, радостный.

Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травы. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое, мир добрый.

Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали, что мир не такой уж уютный и добрый. Гусята побежали к матери.

Она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Под крыльями было тепло и безопасно. Гусятам и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло, а снаружи – холодно и опасно.

Когда всё утихло, гусята выбежали на траву. Они видели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Она пыталась расправить крылья, но у неё ничего не получалось. Но гусятам и в голову не пришло спросить:

«Мама, что с тобою?»

Жёлтые гусята рассыпались по траве. Светило солнышко. Красиво пели пчёлы и шмели. И мать Гусыня была счастлива.

Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской.

В жизни бывает так, что многие люди так же, как гусята в легенде, забывают свой долг перед родителями.

Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей.

А как звучит пятая заповедь? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой.) Давайте её прочитаем вместе. (слайд 13)

СЛАЙД 26.

СЛАЙД 27 --28.

О любви и о почтении к своим родителям говорят многие пословицы и поговорки. Одна из них "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает".

СЛАЙД 30.

Это касается и всех старших наставников, ваших учителей, ваших бабушек и дедушек. Что же человек должен делать, чтобы исполнить эту заповедь? (Ответы детей) Он должен любить и заботиться о своих родных, помогать им в их нуждах, слушаться их. С терпением и смирением заботиться о них во время болезни и старости. Уважать их и стараться доставить им радость и утешение своими поступками, делами, учёбой, работой. Ведь самое большое счастье для родителей, когда люди благодарят их за хорошего сына или дочь.

Пятая заповедь – единственная заповедь, за исполнение которой Бог обещает человеку долгую и счастливую жизнь в счастливой семье. А чтобы исполнить пятую заповедь каждый день у каждого из нас должны быть обязанности перед родителями. Какие обязанности могут быть у детей? (Ответы детей) Полить цветок, вынести мусор, убрать игрушки, выучить уроки, бережно относиться к своим вещам и т.д.

Счастлива та семья, в которой все обязанности выполняются с радостью.

Но самое главное почитание - это

Давайте узнаем это, разгадав кроссворд.

На уроках православный культуры мы с вами знакомились с новыми словами. Я вам предлагаю немножечко отдохнуть и,разгадав кроссворд, вспомнить, что они обозначают.(слайд 7)

СЛАЙД 31.

    Человек, который открывает людям волю Божию. (Пророк)

    Священное изображение (образ), который почитают. (Икона)

    Священная книга, состоящая из псалмов. (Псалтарь)

    Специально отведённое место для певчих. (Клирос)

    Христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры во Христа.(Мученик)

    Где живёт у человека добро и зло? (Душа)

    Глубокое сознание своего греха. (Покаяние)

    Стол, на котором находятся предметы, необходимые для церковной службы. (Жертвенник)

    Первый храм. (Скиния)

    Что дал Бог людям для жизни? (Заповеди)

Прочитайте ключевое слово. (послушание)

А что такое послушание? (Это быстрое радостное исполнение воли.) Послушание- это необыкновенное слово. С какими словами оно связано? (Оно связано со словами "радость" и "счастье". Те люди, которые выполняли правила, данные Богом, жили счастливо и в радости.)

Почитание выражается в послушании.

СЛАЙД 32.

2. Ветхозаветные истории.

Но не всегда и не все люди оставались послушными и почитали родителей.Из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них.

Сыновей Ноя, которого Бог спас от потопа в деревянном ковчеге, звали Сим, Хам и Иафет. Ной возделывал землю и насадил виноградник.

Прочитайте библейскую историю на стр.87

СЛАЙД 33.

В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

Как поступили Сим и Иафет?

За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

За что Ной благословил Сима и Иафета?

Сын его, Хам, оказался непочтительным в этом случае к отцу своему, и потому лишен был благословения, а потомство его осуждено было на рабство. Симу же и Иафету, за то что они прикрыли наготу отца своего, возвещено особенное благословение Божие, что в потомстве Сима сохранится истинная вера и Церковь; Иафету же - что его потомство будет весьма распространено и соединится впоследствии с потомством Сима

(Благословение милость Божия)

Догадайтесь. Откуда пришло в русский язык слово «хамство»?

(От имени Хам. Имя собственное перешло в разряд нарицательных )
(Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

Каких людей называют хамами, а их поступки – хамскими.

(Людей наглых, грубых, непочтительно относящихся к другим людям, называют хамами )
- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.

VI. Видеоролик СЛАЙД 34

СЛАЙД 35.

VII . Работа в парах.

Каждый из вас возьмет лежащий на парте дубовый листок и выполнит следующее задание:

Напишите на листочке дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким, и закончите предложение:

Я должен…

СЛАЙД 36.

(Должны здороваться, спрашивать о самочувствии, слушать старших, не перебивать, желать спокойной ночи близким, не дерзить, не спорить, быть благодарным за заботу и любовь родителей, любить родителей, помогать им, не обманывать и т. д.)

VIII . Итог урока.
СЛАЙД 37.

Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

СЛАЙД 38 --39.

    Домашнее задание:

– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии.

СЛАЙД 40.

«Нам не хватает всепрощающей любви»
Видеоклип Липецкой епархиальной телестудии «Свет миру»
Стихи иерея Николая Мололкина, поет Геннадий Кузовков.
Сценарий, режиссура - мон. Агафона (Шнейдер);
камера - Евгения Хридина, Виктор Савельев;
монтаж - ЕкатеринаТамбовская.

. СЛАЙД 41.