Особенности оказания помощи пожилым людям. Как помочь пожилым людям? Это проще, чем вы думаете Почему пожилым людям нужна помощь

Тема урока:

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель: Харрасова Наиля Индусовна

Класс:

4 класс

Предмет:

Окружающий мир

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения ).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Эпиграф к уроку:

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я очень рада знакомству с вами. И очень надеюсь, что это будет взаимно. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

  1. Введение Звучит музыка песни «Голубой вагон» (музыка. Р. Паулса).

Учитель читает стих.

Постарели мои старики

Незаметно как это бывает

И уже с чьей-то легкой руки

Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

Для меня нет дороже сердец,

Чем сердца этих двух стариков.

– Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

Ответы уч-ся

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людей пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.

II. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

– У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите оба руки.

Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.

Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер)на высоту 227 (расстояние с азн до наб челнов и обратно)километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и татарского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам.

Ребята, как мы должны относиться к старым людям.

Ответы уч-ся:

Молодцы. А еще я хочу добавить, что:

Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.

А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?.

Ответы уч-ся:

Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия –пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки , ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.

III. 1.Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался …

2.Проверка первичного восприятия текста.

Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

3.Определение поучения рассказа

Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

IV. А теперь, ребята, давайте поработаем с карточками.

У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.

Молодой работает …. старый ум дает.

У молодых дерзанье……. у стариков опыт

Физкультминутка

V. Чтение стихотворений учащимися.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

4. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)

– Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

– Какое время года изображено на картине?

– Кто на ней изображен?

– Как они одеты?

– Какие у них с собой вещи?

– Какие чувства вы испытываете к ним?

– Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить

– Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая – «Дедушка и внук мастерят стул», третья – « ».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100.

V. Итог урока.

Учитель.

– А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема : Почему пожилым людям нужна твоя помощь

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу к людям пожилого возраста.

Ход урока

I . Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Золотая свадьба» (музыка. Р. Паулса).

Учащиеся слушают, могут подпевать.

Праздник, праздник празднуем семьей,

Праздник, праздник свадьбы золотой.

«Горько, горько», - весело кричат

Десять правнуков и двадцать пять внучат.

Бабушка рядышком с дедушкой

Вместе поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста.

- Почему мы запели о бабушках и дедушках?

- Как вы думаете, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

II . Проверка домашнего задания.

Беседа-повторение по вопросам:

- Как в древности люди представляли возраст человека?

- Почему детство называют счастливой порой?

- Какие интересные истории, происходившие с вами в детстве, вам рассказывали взрослые?

- Слайд 1: (фотографии малышей)

Вы принесли свои альбомы с фотографиями.

Посмотрите, какими вы были маленькими.

Расскажите о каких-либо эпизодах из вашей «грудничковой», «детсадовской» жизни.

- Что необходимо для роста и развития человека?

- Для чего ребенку необходимо общение с людьми?

- Почему нужно хорошо учиться?

III . Формирование новых знаний .

Слайд 2 : (фотографии бабушек и дедушек)

1.Введение в тему урока.

- У кого из вас есть бабушки или дедушки?

- Как вы помогаете своим мамам и бабушкам?

- Какие стихотворения о бабушках или дедушках вы знаете?

2. Чтение стихотворений учащимися. Я вам загадку загадаю,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто чинит и гладит белье.

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи.

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

***

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

***

А у бабушки моей

Волосы седые.

А у бабушки моей

Руки золотые.

То печет грибной пирог,

Если день субботний.

Ни одной минуты нет

У нее свободной.

И в заботах целый день

Рук не покладая,

То на спицах вяжет шарф,

То костюм латает.

То идет стирать белье

На мостиках у брода,

То гоняет глупых кур

С грядок огорода.

Я без дела не сижу,

Помогаю тоже.

Потому, что быть хочу

На нее похожим.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

***

Много бабушке с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки надо связать,

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

Бабушка, милая, сядь, отдохни.

***

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

Как приходу гостя радовался ты!

Вижу как теперь я добрые черты...

Вижу я улыбку на лице твоем -

И морщинкам мелким нет числа на нем!

У меня есть дедушка, как зима седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

В день знакомства нашего - это не секрет -

Было мне полмесяца, а ему сто лет.

3. Чтение и обсуждение текста (учебник, с. 98).

- Когда человека считают старым?

- Что происходит с человеком?

- Какие изменения вы замечаете?

- Почему так происходит?

4. Работа в рубрике «Картинная галерея» (учебник, с. 99).

- Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

- Какое время года изображено на картине?

- Кто на ней изображен?

- Как они одеты?

- Какие у них с собой вещи?

- Какие чувства вы испытываете к ним?

- Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

- Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

Физкультминутка

Игра «Запрещенное движение».

Звучит веселая ритмичная музыка (например, И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Учащиеся стоят полукругом, учитель - в центре. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) -запретное. Учащиеся должны повторить все действия учителя, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

IV . Закрепление изученного материала.

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая - «Дедушка и внук», третья - «День рождения бабушки».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100. V . Итог урока. Учитель. Вы, наверное, слышали слова из песни:

Слайд 3 :«Молодым - везде у нас дорога,

Старикам - везде у нас почет!»

- Можете пояснить, почему так говорят?

- Только ли в почете нуждаются старики?

(Работа в группах): Представьте себе, что вы - депутаты Государственной думы.

Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

- А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Домашнее задание: выполнить задание для самостоятельной работы

на с. 100 учебника; наблюдения записать в тетрадь; ответ на вопрос доказать

примерами.

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения ).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Эпиграф к уроку:

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

    Введение Звучит музыка песни «Дорогие Мои Старики»

Учитель читает стих.

Постарели мои старики

Незаметно как это бывает

И уже с чьей-то легкой руки

Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

Для меня нет дороже сердец,

Чем сердца этих двух стариков.

Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

Ответы уч-ся

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.

III . Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите обе руки.

Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.

Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер) на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и казахского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. А сейчас послушайте сообщение Жанаевой Аиды об отношении к пожилым людям в традициях казахского народа.

Пожилым людям в Казахстане оказывалось глубокое уважение и почет: никто не имел права противоречить старшим, их требования выполнялись беспрекословно.. Самые близкие и родные люди для любого человека это конечно – «Ата-Ана» (родители). Аке (отец) всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Его слово было законом для всей семьи. «Ана» (мать, ее так же называют «Шеше») в любых мало-мальски значимых ситуациях советовалась с мужем или оставляла вопрос для его решения. Как вы заметили словом «Ата» называют как дедушку, так и отца. Это потому, что ребенка мог воспитать как родной отец, так и дедушка. Балалар» (дети) в казахской семье воспитывались в атмосфере любви и уважения, им внушалась проявлять уважение к родителям и другим членам семьи . «Жаксы бала акесынын басын торге суйрейды, жаман бала – босагага суйрейды» (хороший ребенок отца возвышает, плохой – принижает) говорит казахская пословица. И действительно, как бы не был плох родитель, ребенок должен чтить и уважать его(ее), в противном случае, плох будет сам ребенок. Всякий человек должен стремиться получить «Бата» (благословление) от родителей и других старших родственников и уважаемых людей. «Бата» произноситься в сопровождении жеста «Кол жаю» (букв.Растелить руку). Кисти рук складываются вместе перед лицом, раскрытыми ладонями вверх. После произнесения пожелания дающий «Бата» говорит «Аллаху Акбар» (Слава Аллаху) или «Аминь» (с араб.Конец) и ладонями проводит по своему лицу.

Конечно, любой родитель даст благословление своему ребенку, но здесь речь идет о заслуженной благодарности от доживающего свой век старца. Дать достойно прожить старость, с честью и уважением, с почетом проводить в последний путь – это, безусловно, нелегкая задача для содержащего их сына с невесткой. Но, выполнив искреннее свой сыновний долг, человек обретет большой почет и уважение, как среди родных, так и окружающих людей, соседей и знакомых. Так и говорят впоследствии про такого человека, что он получил при жизни от предков «Бата».

Обратный случай, когда глупый и дурной человек заслужил только проклятия. Тогда случается родитель в порыве гнева дает ему «Терic бата» (букв. благословление наоборот). Это проклятие в сердцах произноситься со сложенными вместе кистями рук, только в отличии от жеста «Кол жаю», тыльной стороной ладоней вверх.

После смерти предков вспоминают, называя их «Аруак» (Душа предка). «Олi риза болмай, тiрi байымайды» (Пока умерший не получит почет, живой не разбогатеет) – говорит еще одна казахская пословица.

Периодически казахи устраивают поминки по умершим предкам. Приглашаются гости – родные и близкие люди, соседи и знакомые. После угощения читаются суры из Корана. Для данного действа приглашается мулла или молитву читает кто-нибудь умеющий это делать. Чтение Корана завершается обрядом «Бата беру» с жестом «Кол жаю». Так собравшиеся благословляют хозяина дома за поминовение предков, желают ему здоровья и успехов в жизни.

Белкотерер

Угощение для пожилых. Так называется специальное угощение для пожилых, которые нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовят и приносят дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой окружающих, пожилые выражают свою признательность в "бата" (благопожелание). Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях. "Белкотерер" готовится и для выздоравливающих после тяжелой болезни.

Ребята, как мы должны относиться к старым людям.

Ответы уч-ся:

Молодцы. А еще я хочу добавить, что:

Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.

А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?

Ответы уч-ся:

Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия - пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки , ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. И у нас в Новоузенске есть такие центры социального обслуживания населения, в котором работают социальные работники, в ЦСОН есть группы для пожилых по интересам. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.

2.Работа с рассказом рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

1.Проверка первичного восприятия текста.

Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

2.Определение поучения рассказа

Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

IV . Работа с карточками.

А теперь, ребята, давайте поработаем с карточками.

У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.

Молодой работает …. старый ум дает.

У молодых дерзанье……. у стариков опыт

Физкультминутка

В любом путешествии есть привал – отдых. Давайте и мы с вами отдохнём, выполним физкультминутку.

V . Чтение стихотворений учащимися.

Прочитайте стихотворения о бабушках и дедушках, которые вы подготовили дома.

Про бабушку и дедушку

Опять те же самые мысли,

И как они там не устали?

Они в голове зависли:

Когда-нибудь буду старым

А как это? Неприятно?

Мне страшно и непонятно…

А дедушка с бабушкой наши?

Наверно им тоже страшно?

Но дедушка с бабушкой добрые,

И ходят, всегда улыбаются,

И ходят – всё время бодрые,

Ремонтом вовсю занимаются:

И окна, и пол покрашены,

И новая дверь в прихожей…

Значит, быть старым не страшно!

Значит, быть старым можно!

Бабушка

Старенькую бабушку очень я люблю!

Я для милой бабушки денег накоплю.

Пенсия у бабушки очень уж мала.

Я хочу, чтоб бабушка хорошо жила.

Сэкономлю денежки я на эскимо,

Не пойду с приятелем я смотреть кино.

Чтоб не знала бабушка ни забот, ни бед,

Я могу не завтракать и не есть конфет.

Буду чай без сахара по утрам глотать,

Чтоб копилку полную побыстрей набрать.

Буду я для бабушки денежки копить,

Чтоб смогла мне бабушка РОЛИКИ купить!

(Т. Лаврова)

Дедушке

Ты самый лучший дедушка,

И я тобой горжусь!

Мечтами и надеждами

Всегда с тобой делюсь!

Ценю твои советы я,

И мудрость, и участье.

Желаю долголетия,

Здоровья, сил и счастья.

Берегите старых людей

Для весенних весёлых ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них – гул атак,

Годы тяжких трудов и битв…

Но у старости – ломок шаг

И неровен дыханья ритм.

Но у старости – силы не те.

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

VI. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)

Рассмотрите картину В.М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

Какое время года изображено?

(Зима)

Кто на ней изображен?

(Бедные старики, которые уныло бредут по замерзшей Неве в поисках дешевой квартиры)

Как они одеты? Какие у них с собой вещи?

(Одеты бедно. У них небольшие пожитки, собранные в узел).

Какие чувства вы испытываете к ним?

(Жалость, сострадание).

Как вы думаете, подходят ли к этой картине слова: старость, бедность, немощность?

(Да)

Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

(Нет денег, чтобы заплатить за квартиру).

Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить

Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

VII . Итог урока.

Учитель.

А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Послушайте стихотворение

ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ»

Не жалейте добрых слов привета

Для больных, усталых стариков.

Что бы их душа была согрета,

Им не надо слишком много слов.

Иногда достаточно улыбки,

Или просто взгляда добрых глаз,

Что бы мир их сумрачный и зыбкий

Озарился радостью тот час.

Вы не допускайте им в печали

Опускаться горестно в постель,

Эти руки некогда качали

Безотказно вашу колыбель.

Будьте им надежным, верным другом.

Пусть их ваша не страшит беда,

Жутко ведь, когда глядят с испугом

Вам в лицо любимые глаза.

Те глаза, которые с тревогой

Вглядывались в детское лицо,

Или, провожая вас в дорогу,

Вслед глядели, выйдя на крыльцо.

Те глаза, которые украдкой

Прятали надежду, как в бреду

Плакали над детскою кроваткой,

Отведя нависшую беду.

Самое нелепое на свете,

Самая ужасная беда -

Когда старость обижают дети,

Позабыв о прошлом навсегда!

Но о прошлом этом забывая,

Вспоминайте все же каждый раз:

Старость - беспощадная, лихая,

Впереди у каждого из нас!

(Проявлять нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли им помощь).

VIII .РЕФЛЕКСИЯ. «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они клеят смайлики (своё настроение) и прикрепляют на ёлочку.

IX .Домашнее задание:

1.-Представьте себе, что вы депутаты Госдумы. Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

2. А еще к следующему уроку попробуйте найти значение слов «доброта», «справедливость»

Приложение 1.

#ЩедрыйВторник - возможность сделать что-то существенное для разных людей. К счастью, в последнее время становится все больше тех, кто готов помогать не только детям, но и пожилым людям.

Мы разработали специальную инструкцию, как можно помочь одиноким пожилым людям с наибольшей пользой для них.

Почему нужно помогать?

Помощь пожилым - не самая популярная сфера благотворительности, часто про них начинают думать в основном на 9 Мая и на Новый год. Люди привозят или передают подарки и снова забывают о стариках. Но главное противоречие заключается в том, что даже при наличии материальных трудностей, бабушкам и дедушкам больше всего нужны не подарки и вещи, а постоянное внимание и участие.

В особенности помощь нужна одиноким маломобильным пожилым людям и тем, кто живет в домах престарелых.

Помощь в домах престарелых

Дома престарелых - это неизбежное явление: кто-то остался без родственников, ослаб и не может себя обслуживать, у кого-то родные уехали в другой город, у третьих родные есть, но нет достаточной жилплощади и возможности ухаживать за пожилыми людьми. Что такое жизнь в казенном учреждении за счет государства? Это крыша над головой, завтрак-обед-ужин и чужой халат после общей стирки.

Старики, проживающие в домах-интернатах, не просто остаются за бортом жизни, они перестают существовать для внешнего мира. Они живут где-то там, часто забытые, одинокие и совсем лишенные внимания. Всего в России более 2000 домов престарелых и учреждений, где живут больше 10 000 одиноких стариков.

Главные проблемы пожилого человека в доме престарелых - это одиночество, отсутствие личного пространства и абсолютное свободное время, которое нечем занять. У ходячих есть возможность выйти в холл к телевизору или в магазин, погулять по территории. Лежачие вынуждены лежать и, если повезет, слушать радио или телевизор, - у кого они в палате есть. Посещает их только санитарка, которая приносит еду и чаще всего молча и торопливо кормит с ложки, потому что у нее еще 30 человек на очереди.

Конечно, в доме престарелых не запрещены хобби и увлечения, и среди бабушек и дедушек встречаются настоящие умельцы. Только кто же, например, купит бабушке пряжу? И на что, если 75% ее пенсии идет интернату, а на оставшуюся часть хочется приобрести вкусненького. Или же этот остаток денег вовсе может быть отдан санитаркам - за дополнительные услуги, вроде лишней смены подгузника или похода в магазин.

Помощь пожилым людям на дому

Многие пожилые люди, живущие дома, также нуждаются в помощи - по хозяйству, медицинском уходе и т. п. Им необходимо внимание и общение. Но в этом случае возникает ряд сложностей. Первая - это найти контакты и установить доступ в квартиру. Никакие службы по закону о персональных данных никогда не дают адреса и телефоны пожилых людей.

Если все-таки удалось познакомиться с дедушкой или бабушкой и начать помогать, то семья может с опаской и недоверием отнестись к человеку, который почему-то стал приходить к их пожилому родственнику. К сожалению, далеко не всегда эти опасения напрасны, тем более при широком распространении мошеннических схем.

Кроме того, пожилому человеку может показаться, что после визита волонтера в доме что-то пропало, и тогда у волонтера могут быть проблемы - он никак не защищен от таких ситуаций. Во время визита пожилому человеку может стать плохо. То есть волонтер должен быть подготовлен ко многим ситуациям.

Таким образом, если речь идет о человеке, проживающем дома, организовать постоянную помощь очень сложно, требуется подготовка волонтера, контакт с социальными службами (большинство пожилых людей, проживающих дома, при необходимости получают услуги социального работника), регулирование отношений «волонтер - подопечный» каким-то договором. Безусловно, это может сделать только организация, с опытом работы. Например, сеть оказания помощи пожилым людям развита в организации «Красный крест».

Что необходимо в первую очередь?

  • Пожилым важно личное внимание, забота и уважение, творческая занятость

Одна из самых больших проблем пожилых в домах престарелых - это апатия и безразличие к окружающей действительности, вплоть до «потери личности», когда пожилые люди отвечают «что скажут, то и будем делать» и спокойно воспринимают отсутствие замков на дверях, грубое обхождение с собой и плохие материальные условия.

Для персонала люди, за которыми ежедневно приходится убирать, обладающие, к тому же, своими «чудинками» и капризами, тоже теряют свою индивидуальность, а вкупе с усталостью, вызывают порой и пренебрежение. По штату в интернате может быть 2–3 санитарки на 50 лежачих человек, и у персонала физически не хватает сил на общение и внимание. Вот и получается, что у человека нет личного пространства, он зависим, и его потребностями никто не интересуется.

Пожилые люди часто уходят в себя и достаточно скоро теряют мотивацию что-либо делать вообще. Чтобы избежать этого и вернуть им интерес к жизни и ощущение себя личностями, необходимо общение, комфортные условия, должный уход. Поэтому так важно общаться с бабушками и дедушками, давать им возможность почувствовать уважение к себе.

Особенно важно давать проживающим в интернате возможность творчества и проявления себя, заставлять работать их мозг, потому что после стольких лет вынужденного безделья старики отвыкают от необходимости думать и делать что-либо. Например, фонд «Старость в радость» нанимает культоргов и арт-терапевтов для занятий с пожилыми людьми, которые сначала сопротивляются, а потом начинают увлеченно творить, готовиться к новым занятиям и представлять свои произведения на выставках.

Пожилые люди, живущие самостоятельно, также нуждаются в общении и творческой активности. Благотворительные организации, оказывающие им помощь, вовлекают их в различные креативные и интеллектуальные занятия.

  • Материальные и бытовые проблемы

Условия, в которых живут люди в интернатах, далеки от комфортных. Многие дома престарелых, прежде всего в регионах, зачастую находятся практически в аварийном состоянии. Интерьер учреждений очень далек от наших представлений об уюте - казенные стены, покрашенные краской, неотремонтированные санузлы, заросший двор, а также еще 3–4 соседа по палате. Поэтому любые крупицы внимания и заботы для этих людей - настоящая радость и счастье. У пожилых людей, живущих самостоятельно, в особенности в небольших городах или сельской местности, есть материальные и бытовые проблемы, которые можно помочь решить. Например, часто пожилым людям нужна помощь в обеспечении ежедневных потребностей - почистить двор, принести воды, убрать в квартире/доме.

Как можно помочь?

Чтобы помочь эффективно, не навредить и не обрести сложностей и проблем, нужно присоединяться к опытным организациям или группам. Или начать помогать хорошо знакомому человеку, соседу.

Вы можете:

1. Регулярно, а не только на праздники оказывать внимание и помогать какому-то пожилому человеку.

  • Поехать навестить бабушек и дедушек в доме престарелых. Каждые выходные можно присоединиться к волонтерской поездке, принять участие в концерте, попеть песни, привезти сладкие подарки и поднять бабушкам-дедушкам настроение.
  • Стать «внуком по переписке». Ведь многие старики одиноки, а открытки и письма становятся настоящими ниточками, связывающими совершенно незнакомых людей из разных уголков света.

2. Помогать с покупкой предметов первой необходимости (продукты, лекарства, средства по уходу для лежачих) или помогать с уборкой дома, готовкой и пр.

  • Приобрести нужные вещи, которые волонтеры смогут отвезти в дома-интернаты или передать нуждающимся:
    - для домов-интернатов: памперсы, предметы индивидуального ухода, средства реабилитации и пр.), медицинская техника;
    - для проживающих дома список формируется в каждой конкретной ситуации по запросу.
  • Съездить в дальнюю деревню, привезти одиноким старикам продукты, собрать средства и закупить дрова на зиму.
  • Отправить продуктовую посылку малоимущим старикам, живущим в деревне, т. к. в регионах пенсия порой минимальная, и одинокие бабушки и дедушки, живущие в своих домах, порой находятся за гранью нищеты. Например, сообщество http://together.ru/ предлагает разнообразные инициативы для тех, кто хочет адресно помогать пожилым людям. Это и сбор продуктовых посылок, ремонт и уборка дома и пр. Эти инициативы работают по запросу, «сарафанному радио» или в сотрудничестве с органами социальной защиты.
  • Можно примкнуть к акции «Подари дрова»

IX ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«НАУКА. ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК»

Секция: юный исследователь

ТЕМА: « Почему нужно помогать пожилым людям? »

Выполнила: Вострикова Софья Сергеевна

учащаяся 2 «В» класса

МБОУ «КСОШ №1»

Школьный учитель: Негматуллина Гульназ Рамиловна.,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Красногвардейская СОШ № 1»

с. Плешаново – 2018 год

Введение……………………………………………………………......................................3

Особенности ухода за пожилыми людьми.…………………………………………..……5

Варианты ухода за пожилыми людьми …………………………………………………..6

Как мы можем помочь …………………………………………………………………….8

Беседа и анкетирование «Какой уход лучше для престарелого человека?» …………...9

Заключение…………………………………………………………………...…….………11

Литература………………………………………………………………………………….12

Приложения ………………………………………………………………………………..13

Введение

Пожилые люди -
Это звёздный статус,
Опыт, мудрость, сила,
Новые мечты.

Продолжительность жизни людей неуклонно увеличивается, и пожилых в мире с каждым годом становится все больше. Хорошо, что наши близкие остаются с нами дольше, однако это поднимает на новый уровень проблему грамотного и полноценного ухода за пожилыми людьми. И если в старину, когда все поколения семьи жили под одной крышей, пожилые люди не испытывали недостатка во внимании и уходе, то ритм и уклад современной жизни этого не позволяет. Как же организовать уход за пожилыми людьми и обеспечить им счастливую старость в современных условиях?

В своей исследовательской работе мне предстоит возможность показать все лучшие стороны помощи пожилым людям.

Тема моей работы «Почему нужно помогать пожилым людям?»

Цель работы: доказать, что пожилые люди нуждаются в помощи.

Объект исследования: пожилые люди.

Предмет исследования: помощь пожилым людям

    Рассмотреть варианты ухода за пожилыми людьми;

Уход за престарелым родственником своими силами

Услуги сиделки

Уход за пожилым человеком с проживанием в государственном заведении

Проживание в частном пансионате для пожилых людей, нуждающихся в уходе

    провести анкетирование среди одноклассников и выяснить отношение к престарелым людям;

    провести встречу и беседу с пожилыми людьми;

    проанализировать собранную информацию, оформить материал;

    представить результаты исследования.

Методы исследования:

    поисковый

    анкетирование

Гипотеза: я предполагаю, что помощь пожилым людям дает возможность прожить им дольше.

Актуальность иcследования в том, что собранный материал, посвященный году волонтеров, позволит детям больше помогать пожилым людям.

Особенности ухода за пожилыми людьми

Старость - не болезнь, однако возраст значительно ограничивает человеческие возможности. Потому уход за престарелыми людьми имеет свои особенности. Так, иммунитет с возрастом слабеет, и пожилые гораздо чаще молодых подхватывают различные инфекции, а болезни они переносят тяжелее. Уход за пожилыми должен включать в себя различные меры для укрепления защитных сил организма: от правильной диеты до физиотерапевтических процедур. Необходимо также регулярно проводить медосмотр, чтобы вовремя заметить развитие патологических процессов. Возраст влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье. У пожилых часто бывают проблемы с памятью и концентрацией внимания, они подвержены перепадам настроения, депрессиям, нередки нарушения сна. Большинству людей в возрасте необходима помощь психолога. Для ухода за такими людьми нужны тактичность, терпение, внимательность и позитивный настрой. Дом, в котором живет пожилой человек, должен быть оборудован в соответствии с его потребностями. Однако избежать травмы или болезни удается, увы, не всегда. Восстановление в эти годы проходит очень медленно, и порой пожилой человек вынужден долгие месяцы придерживаться постельного режима. В этом случае уход должен быть особенно тщательным и конечно оказывать психологическую поддержку.

Варианты ухода за пожилыми людьми

Очевидно, ухаживать за пожилыми людьми не так просто. Современные горожане много работают и не могут уделять достаточно внимания своим престарелым родственникам, и даже те, у кого хватает свободного времени, крайне редко обладают всеми необходимыми медицинскими навыками и знаниями. Существует несколько вариантов выхода из такого положения.

Уход за престарелым родственником своими силами:

«Никто не позаботится о бабушке лучше меня!» - так полагают многие. Но, как мы уже говорили, уход за пожилыми людьми - серьезная работа, которая требует времени и знаний. Малейшая ошибка или небрежность может оказаться роковой. Порой беспомощный родственник становится настоящим испытанием на прочность для семьи, и если вы решили заботиться о нем самостоятельно, вы должны отдавать себе в этом отчет;

Услуги сиделки:

Профессиональные сиделки ценятся на вес золота - эти люди должны иметь диплом медсестры, чтобы выполнять все предписанные врачом процедуры, обладать терпением, легким характером, доброжелательностью и, конечно, порядочностью - ведь вы доверяете ей и близкого человека, и имущество, так как сиделка будет находиться в доме и в ваше отсутствие. Мы не советуем искать сиделку по объявлениям - среди людей, предлагающих подобные услуги, немало мошенников и аферистов. Намного надежнее обратиться в пансионат для пожилых или частную клинику, такие учреждения часто предоставляют услуги выездной сиделки;

Уход за пожилым человеком с проживанием в государственном заведении:

Чтобы получить направление в государственный дом престарелых, нужно пройти немало формальных процедур - собрать справки из поликлиники, отдела соцобеспечения и пенсионного фонда, предоставить выписку из домовой книги, а затем, получив направление (а ведь в нем может быть отказано), дожидаться своей очереди, так как многие муниципальные дома престарелых переполнены и свободные места в них есть не всегда.

Государственные учреждения, предоставляющие уход за пожилыми с проживанием

принимают тех, у кого нет близких и кто не может самостоятельно ухаживать за собой. Пребывание в государственном доме престарелых бесплатно или стоит очень недорого (оплата вычитается из пенсии), однако финансирование большинства таких заведений явно недостаточное, и условия в них порой не выдерживают никакой критики. В помещениях давно не делался ремонт, лекарств и расходных материалов не хватает, порой даже такие обыденные вещи, как мыло и стиральный порошок, оказываются в дефиците. Люди, работающие там, профессиональны и самоотверженны, но низкая зарплата плохо сказывается на служебном рвении. И уж конечно у них нет ни времени, ни стимула для организации культурной жизни своих подопечных;

Проживание в частном пансионате для пожилых людей, нуждающихся в ходе:

Коммерческие пансионаты для престарелых намного больше соответствуют потребностям людей в возрасте. За пребывание в них платят сами пациенты или их близкие, поэтому недостатка в финансировании не возникает. Частные дома престарелых также как и любые другие коммерческие организации, стараются привлечь клиентов и постоянно повышают уровень обслуживания, предлагая уникальные возможности и выгодные условия оплаты. Типичный частный пансионат - это дом коттеджного типа в пригороде, окруженный лесом или ухоженным парком. Постояльцы живут в номерах, напоминающих гостиничные, с той лишь разницей, что вся обстановка в них адаптирована к нуждам пожилых. В этих пансионатах люди не только лечатся и проходят курс восстановительной терапии, но и отдыхают - каждый подобный центр уделяет большое внимание развлекательным программам и организации досуга. В частных пансионатах для пожилых работают высокопрофессиональные врачи и медсестры, которые специализируются именно на работе с людьми старшего возраста. Не торопитесь делать выбор, подумайте, что будет лучше и комфортнее для вашего пожилого родственника. Вы должны быть абсолютно уверены, что доверяете благополучие и здоровье близкого человека достойным людям, которые будут заботиться о нем так же, как он в свое время заботился о вас.

Как мы можем помочь:

1. Регулярно, а не только на праздники оказывать внимание и помогать какому-то пожилому человеку.

    Поехать навестить бабушек и дедушек. Каждые выходные можно присоединиться к волонтерской поездке, принять участие в концерте, попеть песни, привезти сладкие подарки и поднять бабушкам-дедушкам настроение.

    Стать «внуком по переписке». Ведь многие старики одиноки, а открытки и письма становятся настоящими ниточками, связывающими совершенно незнакомых людей из разных уголков света.

2. Помогать с покупкой предметов первой необходимости (продукты, лекарства, средства по уходу для лежачих) или помогать с уборкой дома, готовкой.

    Приобрести нужные вещи, которые смогут отвезти в дома-интернаты и передать нуждающимся.

    Съездить в дальнюю деревню, привезти одиноким старикам продукты, собрать средства и закупить дрова на зиму.

    Устроить субботник в доме.

3. Организовать сопровождение на прогулки или к значимым объектам (поликлиника, храм, кладбище).

4. Я сама лично помогаю дедушке и бабушке. Мою у них посуду. (Приложение №1) . Зимой убираю снег вместе с дедушкой. (Приложение №2).

Беседа и анкетирование «Какой уход для престарелого человека лучше?»

Мы провели опрос одиноких стариков общей численностью 8 человек. Задали им следующий вопрос:

1. Какой уход для престарелого человека лучше?

а) Уход за престарелым родственником своими силами

б) Услуги сиделки

в) Уход за пожилым человеком с проживанием в государственном заведении

г) Проживание в частном пансионате для пожилых людей, нуждающихся в уходе

Провели опрос учащихся КСОШ № 1 общей численностью 15 человек. Задали им вопрос:

    Помогаете ли Вы престарелым людям?

Проанализировав анкеты пожилых людей, мы можем сказать, что большая часть предпочитает когда за ними осуществляют уход родственники. А из опроса учеников школы, мы видим, что большая часть помогает старикам.

Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Мы видим, что главное заключается в том, что даже при наличии материальных трудностей, бабушкам и дедушкам больше всего нужны не подарки и вещи, а постоянное внимание и участие в их жизни и это помогает продлить им жизнь.

Список литературы

https://www.pravda.ru/navigator/ukhod-za-pozhilymi-ljud-mi.html

http://sofiafond.ru/pomosch-odinokim-pojilym-ludyam

https://otr-online.ru/programmi/za-delo-/starost-v-radost-31267.html

https://www.givingtuesday.ru/idei-pomoch-pozhilim-lyudyam

Беседы с учащимися и престарелыми людьми.

Я сама лично помогаю дедушке и бабушке.

Мою посуду.

(Приложение № 1)

Зимой помогаю убирать снег.

(Приложение № 2)