Тест кто ты правша или левша. Тесты и методики для определение леворукости

Многие родители стараются переучивать свои леворуких детей, заставляя их писать и пользоваться преимущественно правой. Однако, такой подход к ребенку является неверным и может загубить способности ребенка, ведь левши рождаются с более развитым левым полушарием мозга, это значит, что переучивание загубит весь его потенциал. Родителям необходимо ценить ребенка и самостоятельно поспособствовать развитию его способностей, но как определить правша или левша ребенок заранее? Для этого есть несколько несложных методик.

Левша или правша — как узнать в младенчестве?

Узнать предрасположенность ребенка к тому, чтобы пользоваться левой или правой рукой можно уже в 3-4 месяца. В это время дети начинаю терять и начинают более осмысленно пользоваться руками. Та рука, которая начинает терять такие рефлексы раньше обычно является ведущей, но для того, чтобы это определить следует иногда показывать ребенка специалисту.

Тесты для определения левши

Как определить левша или правша ребенок в более позднем возрасте? Для этого не понадобятся специалисты, несколько простейших тестов можно сделать и дома. Необходимо просто попросить ребенка в игровой форме выполнить несколько простых тестов:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Попросить ребенка переплести пальцы рук «замком». Та рука является ведущей, большой палец которой находится сверху.
  • Попросить ребенка скрестить руки на груди. Рука, лежащая сверху потенциально является ведущей.
  • Попросить похлопать в ладоши. Ведущей является та рука, которая выполняет при этом активную роль.
  • Дать ребенку два карандаша (в каждую руку), завязать глаза и попросить нарисовать два круга. Ведущая рука нарисует более аккуратный круг.
  • Дать посмотреть в видоискатель фотоаппарата. Ведущим глазом является тот, которым ребенок будет смотреть в дырочку.
  • Попросить открутить крышку с бутылочки с водой. Скорее всего, он сделает это ведущей рукой.
  • Попросить вырезать фигурку из листа бумаги ножницами. Он сделает это ведущей рукой, однако, левша или правша ребенок, большинством ножниц удобнее пользоваться правой рукой, поэтому многие левши вырезают правой.
  • Попросить сесть и закинуть одну ногу на другую. Ведущая нога в большинстве случае окажется сверху.

Подобных тестов можно придумать множество!!!


Переучивать ли?

При помощи таких несложных тестов можно выяснить, правша или левша ребенок, но стоит помнить, что переучивание — это сложный процесс для ребенка, который может негативно сказаться на его развитии. Необходимо развивать то, что заложено в ребенка природой, к примеру, покупать для него вещи в магазине для левшей, тетради, прописи и ручки для леворуких. Тогда ребенку будет максимально комфортно.

Мы знаем, что полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логику и речь, правое полушарие - за образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу. Так что вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. После каждого задания вы будете фиксировать на листке, какой тип реакции - ПРАВЫЙ или ЛЕВЫЙ - проявился у вас. Отмечайте их буквами «П» и «л».

Первое задание. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Второе задание. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый.

Третье задание. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте.

Наконец, четвертое задание. Сначала немного поаплодируйте.

А теперь обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху - правая или левая. Теперь зафиксируйте этот результат на своем листке.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии. Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность. Третье - указывает на склонность к простодушию или кокетству, четвертое - на решительность или нерешительность характера.

А вот более подробное описание типов по результатам тестирования:

1. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.

2. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.

3. Способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.

4. Редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера.

Высокая контактность, но медленное привыкание.

5. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип «деловой женщины».

Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт «в лоб», у них преобладает расчет, терпимость, «вязкость», замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.

6. Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость.

Подверженность различным влияниям. Встречается только у женщин.

7. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения.

Чаще встречается у женщин.

8. Непостоянный и независимый характер, основная черта - аналитичность. Встречается редко.

9. Часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям.

Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т.п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

10. Слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность.

Требует особо тщательного отношения к себе - тип «маленькой королевы».

11. Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в «зацикливание» на второстепенных целях.

Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения.

Такие люди не любят инфантильности.

12. Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению.

Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

13. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.

14. Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).

15. Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные «тормозные механизмы».

16. Способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность «ослепительно» улыбаться.

Пробуя самостоятельно брать игрушки. Если он это делает чаще левой рукой – это не сигнал к беспокойству. Важно понять, левша ребёнок или правша, чтобы не нужно было заниматься переучиванием. Быть левшой совсем не плохо, возможно, малыш станет вундеркиндом.

Если чадо левша – не стоит исправлять это. Таким образом выражается исключительность функционирования мозга. Левое полушарие головного мозга является регулятором деятельности правой стороны тела, правое полушарие – за левую. Доминантность одной стороны над другой определяет левша ребёнок или правша.

На первых порах достаточно сложно понять это по той причине, что кроха одинаково владеет обеими руками. Это обстоятельство абсолютно нормальное. Это знак того, что оба полушария по-разному развиваются. Со временем это придёт в равновесие.

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого . Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.


1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.


Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!

Около 15% всего населения планеты Земля являются левшами, 1% земного шара составляют люди, которые хорошо управляются как левой, так и правой рукой, и остальное население - правши. Как узнать, как узнать левша или правша ребенок? От чего же это зависит? Что делать если у ребенка наблюдается склонность к левшеству? Плохо это или хорошо? Стоит ли переучивать? Чего опасаться? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Левша и правша: в чем отличие

Левшество - это не порок, такая специфика не влияет на дальнейшую жизнь ребенка, его здоровье, карьеру, отношения с коллективом, будущую семью. Дети с такой особенностью практически ничем не отличаются от правшей. Но существуют некоторые нюансы.


  • спортсменов (Олег Блохин, Пеле и др.);
  • писателей (Аристотель, Лев Толстой, Марк Твен);
  • политиков (Бил Клинтон, Барак Обама, Уинстон Черчилль);
  • военных (Юлий Цезарь, Фидель Кастро, Наполеон Бонапарт);
  • ученых (Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Леонардо Да Винчи);
  • художников (Пабло Пикассо, Микеланджело, Рафаэль).

Как определить левша или правша ребенок

До года невозможно определить, является ли кроха левшой или правшой. Некоторые признаки такого явления начинают проявляться в возрасте 1,5-2 лет, но точно определить можно в 6-7 лет. На ранних этапах взросления малыша (после 1 года) родителям рекомендуется :

  • чаще обращать внимание на то, какой рукой кроха тянется к игрушке, берет ложку, какую руку подает при ходьбе;
  • наблюдать за ребенком при рисовании . Хоть в этом возрасте дети пользуются двумя руками одинаково, можно посмотреть на качество рисунка, а также на частоту использование левой или правой руки.
  • в играх с мячом, конструктором или кубиками, определите какую руку малыш применяет чаще.

С карапузом постарше можно провести тест «Левша или правша».

  1. Дайте кусочек бумаги и ножницы, попросите его вырезать круг.
  2. Поставьте перед дошкольником 2 емкости, в одной из них должна находиться вода (или любая другая безопасная жидкость). Попросите перелить содержимое.
  3. Предложите сделать браслет для мамы: нанизать бусинки на нитку или леску.
  4. Попросите детёныша выловить «рыбку» в ванне.
  5. Дайте дошкольнику маленькие наручные часы и предложите ему послушать тиканье. Проследите, каким ухом он наклонится к часам.
  6. Попрыгайте вместе. В процессе, обратите внимание на то, какой ногой он больше отталкивается от земли.
  7. Предоставьте чаду лист бумаги с вырезанной дырочкой в центре и попросите его посмотреть через отверстие одним глазом.

Если при выполнении данных заданий ребенок преимущественно использовал левую сторону своего тела, то скорей всего он левша, а если правую, то, соответственно, правша.

Как понять левша или правша ваш ребенок? Рекомендуем посмотреть советы детского нейропсихолога об определении левшества или правшества.

Может ли быть такое, что правша стала левшой и наоборот

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные разновидности левшества.

  • Генетическая. Если кто-то из родителей левша, такая наследственность может передаться и дитю.
  • Приобретенная (еще называют вынужденной) леворукость проявляется тогда, когда у ребенка была длительная травма правой руки, и он приспособился выполнять все действия левой рукой.
  • Патологическая. Бывает при вне утробной патологии плода, в результате чего функции левого полушария, берет на себя правое. Помимо того, что такие крохи рождаются левшами, у них могут быть проблемы с речевым аппаратом.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что ребенок, в силу определенных причин, может приспособиться пользоваться другой рукой или вовсе сменить ведущую руку. Часто бывают ситуации, в которых ребенок до 1,5 лет рос правшой, а после 2 лет начал больше использовать левую сторону в моторной и сенсорной асимметрии. Но это никак не значит, что дитя с правши превратилось в левшу. Это подтверждает лишь то, что координационная функция малышей активно развивается после 1-1,5 лет и определить наклонности ребенка в раннем возрасте или делать какие-либо прогнозы по поводу этого невозможно.

Стоит заметить, что большинство родителей после выявления у дитя признаков левшества, начинают усердно перевоспитывать ребенка. Правильно ли это? Специалисты не рекомендуют этого делать, ведь это особенность вашего чада, которая ничем плохим для него не грозит. В противном случае, результатом родительского вмешательства могут быть нервные срывы, заикание, нарушения пищеварения, нервный тик и другие негативные последствия для ребенка.

Правша и левша одновременно: возможно ли

Существует такое явление как амбидексирия - умение владеть и правой и левой рукой (левое и правое полушарие мозга одинаково развиты). Такое состояние может быть результатом генетических процессов, а также последствием тренировок.

СПРАВКА! В 19 веке бытовало мнение, что человеку, которому удалось подчинить две руки, удастся покорить целый мир. Считалось, что это сверхлюди.

Известными представителями "сверхчеловечества" являются: Пол Маккартни, Леонардо Да Винчи, Курт Кобейн, Мария Шарапова.

Отвечая на вопрос о возможности превращения левши в правшу и наоборот, можно сказать, что, скорей всего, такие изменения возможны только в рамках моторной асимметрии. То есть, леворукий ребенок может приспособиться управлять правой рукой и соответственно, праворукий - левой.

Советы родителям леворуких детей

  • Объясните ребенку, что он особенный. Нередко, леворукие дети являются предметом насмешек в детских садиках и начальных классах. Маме и папе стоит найти подходящие слова и дать понять дитю, что ничего страшного и плохого в этом нет.
  • Не торопите дитя. Такие дети медленные как в принятии решений, так и в повседневной жизни. Родители должны понимать и принимать такую модель поведения.

ВНИМАНИЕ! Нельзя показывать детенышу свой негативный настрой к леворукости. Не забывайте, что такие дети очень ранимы, хвалите и поощряйте их.

  • Больше занимайтесь с чадом: много читайте, считайте, пишите и анализируйте полученные знания.
  • Правильно организуйте учебное пространство. За партой такие детки должны сидеть с левой стороны, а свет падать с правой.
  • При необходимости приобретите специальные приспособления, которые могут облегчить жизнь леворуких детей: зубная щетка, ножницы, ручка.

Левша или правша ребенок: полезное видео

Об особенностях леворуких деток, нюансах их воспитания и обучения рассказано в данном видео.

Долгое время левшество считалось чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.

В чем причина?

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой - какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей - до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.

Полные или частичные

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

Абсолютные правши - 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Абсолютные левши - 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) - 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке - правша и др.).

В чем разница?

Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации.

Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты.

Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Картины художников - левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это - Пикассо, Кент, Леже.

К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам - Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое - как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).

Возрастная динамика

Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом - и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно - ребенок делает так, как ему удобно.

Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое - скачками, первый скачок развития - в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе - правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу - это значит наступить на его здоровье, личность, способности - об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария - получается “леворукость” - скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.

Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов - слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они - страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.

Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам - нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей - это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Как определить левшу?

Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.

Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие - левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие - правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука - левые, а нога - правая.

Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон - определяют “полушарность”.

Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.

Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.

Доминантность рук определяется через 3 разных теста:

  1. Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец - ведущей руки.
  2. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
  3. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.

Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука - возможно, вы скрытый “левша”.

Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку - то у вас ведущая правая нога, на левом - левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего - на правую или на левую.

Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.

Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.

Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).

Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша - посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.

Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела - малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела - левополушарный.

Как помочь левше?

Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв - предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг - получается цифра “6”).

,